31 октября 2025 года стало известна официальная информация о том, что вступление в силу новых правил расчёта утилизационного сбора на легковые автомобили перенесено на 1 декабря 2025 года.
Решение принято по поручению Первого вице-премьера Дениса Мантурова и отражает готовность государства учесть интересы как бизнеса, так и граждан, уже оформивших заказы на автомобили.
Суть изменений
Ранее Министерством промышленности и торговли России были подготовлены поправки, предусматривающие новую механику расчёта утильсбора для легковых автомобилей категории М1.
Главное нововведение — привязка базовой ставки сбора к типу и объёму двигателя, а также введение прогрессивной шкалы коэффициентов в зависимости от мощности. Иными словами, чем мощнее двигатель автомобиля, тем выше итоговая сумма утилизационного сбора.
При этом государство сохранило льготный коэффициент для физических лиц, которые ввозят автомобили с мощностью двигателя до 160 л.с. для личного пользования.
По данным Минпромторга, именно такие автомобили составляют более 80% российского автопарка, и эта категория граждан не почувствует значительной финансовой нагрузки.
Что это значит для покупателей
- Граждане, оплатившие утильсбор по действующим правилам, не пострадают.
Даже если автомобиль прибудет в Россию уже после 1 декабря, условия сохраняются. До 30 ноября 2025 года сохраняется возможность ввоза автомобилей по прежним ставкам.
- Это особенно важно для тех, кто оформляет автомобили мощностью свыше 160 л.с. — сегмент премиум и бизнес-класса.
- С декабря 2025 года для таких автомобилей вступит в силу новая прогрессивная шкала, которая может увеличить размер утильсбора на 30–80% в зависимости от мощности двигателя.
Что это значит для бизнеса
Для импортеров и логистических компаний перенос означает дополнительное окно возможностей:
- 1 месяц для завершения всех “старых” поставок.
Это позволит избежать форс-мажоров и перерасчётов по новым ставкам.
- Возможность адаптировать ассортимент.
Уже сейчас компании пересматривают долю автомобилей до 160 л.с., чтобы сохранить привлекательную цену для клиентов.
- Необходимость корректировать маркетинг.
В ноябре спрос на автомобили может краткосрочно вырасти — “последний месяц без утиля”.
- Рост интереса к китайскому сегменту.
Большинство моделей из КНР укладываются в диапазон до 160 л.с., что делает китайские бренды главным бенефициаром изменения регламента.
Прогноз влияния на рынок
По оценке наших экспертов, перенос утильсбора на декабрь:
- Стабилизирует рынок в IV квартале 2025 года;
- Создаст сбалансированный переход в 2026 год, когда рынок окончательно сместится в сегмент автомобилей до 160 л.с.;
- Приведёт к перераспределению спроса в пользу Китая, а также гибридных и электрических моделей.
Кстати, мы ведем второй канал, в котором ежедневно публикуем лучшие подборки автомобилей из Китая: https://t.me/netcarschinaauto
Вывод
Решение о переносе утильсбора — взвешенный шаг государства, который позволит:
— завершить поставки по действующим заказам без потерь,
— обеспечить плавный переход к новой системе расчёта,
— сохранить доверие покупателей и партнёров к импортным схемам,
— дать бизнесу время перестроить ассортимент и коммуникацию.
Для всех участников рынка ноябрь 2025 года станет ключевым месяцем адаптации. А декабрь — началом новой реальности в российском автоимпорте, где решающим фактором станет не скорость, а гибкость стратегии.
По всем вопросам заказа автомобиля вы всегда можете обратиться к нашей команде: http://wa.me/74996474817