С 1 декабря в России начнут действовать новые правила расчёта утилизационного сбора на автомобили. Постановление правительства, подготовленное Минпромторгом, меняет механизм начисления платежа: теперь итоговая сумма будет зависеть не только от объёма двигателя, но и от его мощности. Для машин мощностью свыше 160 лошадиных сил ставки утильсбора существенно вырастут.
Кроме того, вводятся ограничения для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования. По льготным ставкам можно будет оплатить утильсбор только в случае, если мощность двигателя не превышает 160 лошадиных сил. Для более мощных автомобилей применят коммерческие тарифы. По данным Минпромторга, около 80% автопарка страны укладываются в этот лимит.
Мы изучили проект постановления и рассчитали, как изменятся платежи на популярные иномарки. Уже с 1 декабря владельцы мощных автомобилей столкнутся с кратным ростом утильсбора. Например, для Geely Monjaro с двигателем 2,0 л (238 л.с.) утильсбор для физлиц вырастет с 3 400 до 842 000 рублей. Для Toyota RAV4 с мотором 2,5 л (205 л.с.) — с 3 400 до 1 970 000 рублей, а для BMW X3 с двухлитровым двигателем мощностью 252 л.с. — с 3 400 до 952 000 рублей.
Наиболее впечатляющий рост ожидается у BMW X5 с мотором 3,0 л и мощностью 490 л.с. — с 3 400 до 2 764 000 рублей. Аналогичные значения коснутся гибридных и электрифицированных моделей китайских брендов: например, Lixiang L6 (408 л.с.) и Seres M7 (439 л.с.) подорожают на утильсбор до 1,8–2,05 миллиона рублей.
Для юридических лиц рост будет менее заметным, однако и здесь повышение ставок ощутимо. Так, утильсбор для Geely Monjaro вырастет с 667 400 до 842 000 рублей, для BMW X3 — с 667 400 до 952 000 рублей, а для BMW X5 — с 1 875 400 до 2 764 000 рублей. Toyota RAV4 и Kia Sorento также подорожают по этой статье до 1,97 миллиона рублей, Hyundai Palisade — до 2,18 миллиона, а Volkswagen Tiguan и Toyota Highlander — до 794 и 842 тысяч рублей соответственно.
По словам экспертов, изменения сильнее всего затронут любителей мощных иномарок. Отмечается, что особенно ощутимо это будет для владельцев таких моделей, как Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3 и BMW X5. В добавок популярные модели Li Auto и Aito Seres цены могут увеличиться примерно на два миллиона рублей.
При этом большая часть автопарка России — автомобили средней и эконом-категории с мощностью до 160 лошадиных сил. По данным Минпромторга, именно они составляют около 88% всех зарегистрированных машин за последние пять лет. Таким образом, изменения прежде всего затронут премиум-сегмент и импорт мощных автомобилей, тогда как большинство владельцев транспортных средств ощутимых последствий не почувствуют.