Отмена льготного утиля. Новые правила авто рынка: что нас ждет и когда изменения вступают в силу? - Net cars
👁 7 241

12 сентября Минпромторг РФ опубликовал проект изменений к Постановлению Правительства № 1291. Он касается методики расчёта утилизационного сбора на автомобили. 

 

Net Cars разбирается, что это значит для водителей, для бизнеса и для всего рынка?

 

Суть изменений

Минпромторг не отменяет утилизационный сбор и не увеличивает ставки в целом. 

Ключевое изменение – это введение нового критерия для расчета: мощности двигателя (в л.с.), который будет применяться в дополнение к существующим критериям (объем двигателя, возраст ТС). 

 

Цели у Минпромторга 2:

  1. Защитить отечественных производителей

Добавим, что проект соответствующего Постановления правительства подготовлен Минпромторгом РФ в ответ на обращение Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР). 

 

  1. Более справедливо обложить сбором автомобили с малым объемом, но высокой мощностью (турбомоторы, гибриды, электромобили), которые при текущей системе платят, по мнению представителей Министерства, необоснованно мало.

Комментарий Минпромторга: «На данный момент в отношении легковых автомобилей установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объёма двигателя и года выпуска. При этом все большим спросом пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объемами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утильсбора на основании одного показателя — объема двигателя — теряет актуальность«. 

 

Новая методика расчета утиль сбора (для категории легковых авто):

Базовый показатель: остается тип и объем двигателя (как и сейчас). 

Новый корректирующий показатель: мощность двигателя (в лошадиных силах). 

Механика расчета: 

Базовая ставка будет умножаться на коэффициент, рассчитываемый по прогрессивной шкале в зависимости от мощности. Чем выше мощность, тем выше коэффициент и, соответственно, итоговая сумма сбора.

 

Изменения не касаются массового сегмента, к которым относятся: 

— Toyota Corolla

— Hyundai Avante 

— Kia K3 

— Hyundai Sonata (модификации с двигателями до 160 л.с.) 

— Hyundai Venue 

— Kia Seltos 

— Hyundai Kona

— Mazda cx 5 

— Большинство моделей VAG на 1.4 моторе 

— BMW x1, 2 серия на моторе 1.5 

— Honda vezel

— Kia Morning и иных  автомобилей. 

 

Изменения нацелены на автомобили высокой мощности (> 160 л.с.).

 

Когда ждать изменения: точно ли 1 ноября изменения вступят в силу? 

Нет. Поправки в Постановление Правительства РФ № 1291 пока находятся на стадии общественного обсуждения. Минпромторг прямо не сказал, что они точно будут введены 1 ноября: “Отметим, что в случае утверждения предлагаемых изменений, они вступят в силу с 1 ноября 2025 года…” 

 

1 ноября — является ориентировочной датой вступления изменений в силу, а не фактической. Повторим, что сам проект еще не утвержден Правительством РФ, только подготовлен. Наблюдать за ходом проекта можно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/projects/160081  

 

Что ждет автомобильную отрасль?

За последние 3 года авторынок России перестроился: уход западных брендов открыл дорогу для импорта, сейчас государство делает следующий шаг — усиливает протекционизм и выравнивает правила игры. Важно отметить, что задача Минпромторга защищать отечественного производителя, поэтому государство расчищает поле для своих игроков. Но выиграют на рынке именно те, кто быстрее всех адаптирует свой бизнес под новые реалии: уйдет от зависимости от мощных моделей, найдет ниши в массовом сегменте и начнет выстраивать сложные, но легальные партнерские цепочки.

 

Изменение льготного утильсбора – это: 

  1. Протекционизм: повышение стоимости ввоза мощных иномарок создает искусственное конкурентное преимущество для отечественных (Aurus, «Соллерса» и иных) и для локализованных брендов, которые будут собирать свои мощные модели внутри страны. 
  2. Фискальная справедливость: государство признает, что старый принцип («чем больше объем — тем больше сбор») устарел. 

В рамках обращения Минпромторгу Объединение автопроизводителей России указало, что “утильсбор для бюджетного Changan Alsvin (мощностью 98 л.с. и объемом двигателя 1,48 л), BMW X3 (мощностью 255 л.с. и объемом двигателя 1,99 л) и гибрида Aito M9 мощностью 496 л.с. одинаково равен 677 400 руб”. 

  1. Сигнал рынку: государство тем, что оставило льготы для авто до 160 лс, прямо отметило, что поощряет ввоз массовых, доступных автомобилей для широких слоев населения. А ввоз премиальных, высокомощных автомобилей становится привилегией, за которую нужно платить. Своеобразным «налогом на роскошь».

 

Главное, что вам нужно знать: 

Льготный тариф на автомобили мощностью до 160 л.с. сохраняется: 3 400 рублей за новый автомобиль и 5 200 рублей за автомобиль старше 3 лет. 

 

Изменения затронут только мощные автомобили (свыше 160 л.с.). Для них сбор будет рассчитываться по новой формуле с учетом мощности и значительно вырастет. Но спрос не обнулится. По прогнозам самого главы Минпромторга Антона Алиханова: “Повышение утильсбора на отдельные категории транспортных средств, ввозимые физическими лицами для собственных нужд, в 2025 году может привлечь дополнительно 40-60 млрд рублей”. Если бы целью было полностью «задушить» импорт иномарок, прогноз по доходам был бы минимальным. Но раз Минпромторг закладывает такие суммы, значит, они исходят из того, что покупки продолжатся, просто станут дороже.

 

Наша рекомендация: при выборе автомобиля для импорта обращайте внимание на его мощность. Если вы рассматриваете мощную модель, мы рекомендуем завершить ее ввоз и растаможку до 1 ноября 2025 года, чтобы точно успеть по действующим ставкам. Мы продолжаем следить за ситуацией и готовы предоставить точный предварительный расчет понравившегося вам автомобиля.


Для более предметной консультации и заказа автомобиля пишите нашему менеджеру: Подобрать авто 

 

Рекомендуем почитать:
Kia Sorento — современный кроссовер с корейским акцентом
07.08.2025
Kia Sorento — современный кроссовер с корейским акцентом
Новая Kia Sorento, которая вышла в 2020 году, — это уже не просто "хороший семейный кроссовер", а полноценная альтернатива более…
Porsche 718: стиль, динамика и престиж
12.06.2025
Porsche 718: стиль, динамика и престиж
Porsche 718 – это спортивный автомобиль, который сочетает в себе наследие легендарных моделей марки с современными технологиями. Доступный в кузовах Cayman…
С 1 декабря в России вступают в силу новые правила утильсбора: подорожают мощные автомобили
03.11.2025
С 1 декабря в России вступают в силу новые правила утильсбора: подорожают мощные автомобили
С 1 декабря в России начнут действовать новые правила расчёта утилизационного сбора на автомобили. Постановление правительства, подготовленное Минпромторгом, меняет механизм…
Подводные камни при покупке авто из Кореи
20.03.2025
Подводные камни при покупке авто из Кореи
Покупка автомобиля из Южной Кореи — отличный способ получить машину с хорошей комплектацией и прозрачной историей, сэкономив до 30% по…