Утиль сбор с ноября 2025: новости, повышение утиль сбора - Net cars
👁 574

Тема утильсбора сейчас в центре внимания — новость про повышение уже вызвала ажиотаж, люди скупают машины десятками тысяч и в панике растамаживают их до 1 ноября. Границы Китая еще не видели таких объемов авто на границе. Но давайте без стресса. 

 

Мы командрой Net Cars критически разобрали ситуацию. Как говорится, есть хорошая и плохая новость: вероятность введения новых правил с 1 ноября очень высокая (85–90%), но есть нюансы.

 

Что происходит?

№1. Минпромторг подготовил проект изменений к Постановлению №1291: теперь утильсбор будет зависеть не только от объёма двигателя, но и от его мощности. 

№2. Льготные ставки (3 400 руб. за новый авто и 5 200 руб. за машину старше трёх лет) сохраняются только для автомобилей до 160 л.с. 

№3. Всё, что мощнее — попадает под новый, повышенный сбор. Для отдельных моделей сумма может доходить до миллионов рублей. 

 

Сейчас документ находится на стадии общественного обсуждения (с 12 сентября по 3 октября 2025 года). Предполагаемая дата вступления в силу — 1 ноября 2025 года.

 

Что говорят депутаты?

 

Евгений Марченко Предложил освободить «семейные автомобили» от повышенного утильсбора, чтобы смягчить удар по многодетным и семьям с детьми: «У нас есть многодетные семьи и семьи с детьми, которые нуждаются в семейных машинах… Я уверен, что семейные автомобили должны быть освобождены от повышенного утильсбора. Это было бы важной поддержкой для многодетных семей, а также для обычных семей с детьми». 
Сергей Миронов Заявил, что утильсбор должен касаться лишь премиальных и мощных машин, а массовые модели стоит освободить полностью: «Повышение утилизационного сбора на автомобили не решит проблем российского автопрома, но ударит по покупателям. И оно реально по ним бьет каждый раз, когда этот сбор повышают». 
Николай Арефьев Предупредил, что резкое повышение сбора может снизить продажи авто и даже привести к меньшему наполнению бюджета: «Пока этот утильсбор еще могут откатить назад. Но в бюджете не хватает пяти триллионов рублей, и сейчас активно ищут, где взять деньги. Утильсбор, в свою очередь, может ограничить продажу автомобилей. В итоге увеличение сбора будет компенсировано меньшей выручкой от продажи машин и меньшим налогам, то есть не приведет к наполняемости бюджета»
Общественная реакция  Больше 60 000 дизлайков на законопроекте. Дилеры и эксперты выступают за смягчение условий, они предостерегают о падении спроса и росте цен.


Предложения разрозненные, но все соглашаются в одном: проект изменений в нынешнем виде слишком жёсткий, и его точно необходимо дорабатывать и корректировать условия расчета утиль сбора.

 

Аргументы ЗА введение проекта изменений 1 ноября:

 

1. Соблюдение административного регламента Даты общественного обсуждения (12.09 — 3.10) стандартны и заранее заложены для принятия решения к 1 ноября. То есть процедурные сроки чётко подогнаны,  а переносов пока не обсуждается.
2. Поддержка лобби отечественного автопрома АвтоВАЗ и Ассоциация «Объединение автопроизводителей России» (ОАР) активно лоббируют скорейшее принятие проекта изменений. 
3. Фискальный интерес государства В условиях дефицита бюджета утильсбор является прямым источником доходов. 
4. Политическая целесообразность Политически эта мера вписывается в курс на защиту отечественного автопрома.

 

Аргументы ПРОТИВ введения проекта изменений 1 ноября:

 

1. Критика со стороны депутатского корпуса Депутаты (Арефьев, Нилов, Марченко, Миронов) указывают на риски: разгон инфляции, рост социальной напряженности, удар по малому бизнесу, стимулирование «серого» рынка. Притом их критика носит характер необходимых в рамках общественного обсуждения «учтенных замечаний».
2. Отрицательный эффект для рынка Прогнозы автодилеров и экспертов (Похмелкин, Кадаков) единодушны: резкий рост цен, падение легальных продаж, старение парка.
3. Риск недостижения фискальных целей Как верно отметил Арефьев, повышение сбора может привести к резкому снижению объемов ввоза, и бюджет недополучит деньги от других налогов (НДС, акцизы). Это серьезный экономический контраргумент, но он может быть проигнорирован в пользу политических и лоббистских целей.

 

Сценарный прогноз

 

Сценарий Вероятность Обоснование
Основной: Введение с 1 ноября 85% Процедурные сроки соблюдены, мощное лобби-поддержка, политическая целесообразность. Критика учтена, но не является препятствием.
Резервный: Отсрочка на 1-3 месяца 14% Возможен в случае прямого указания от Администрации Президента или Правительства о необходимости более глубокой проработки социальных последствий.
Маловероятный: Полная отмена <1% Противоречит заявленным целям поддержки автопрома и фискальной политике.

 

Рынок и государственный аппарат действуют исходя из основного сценария. Ажиотажный спрос на растаможку до 1 ноября это подтверждает. Физическим лицам, планирующим ввоз автомобилей мощностью свыше 160 л.с., целесообразно ориентироваться на введение новых правил с указанной даты. 

 

Соответственно, наш прогноз: введут, но не в той форме, которая есть сейчас. То есть, исходя из имеющихся обстоятельств: проект скорее всего будет утверждён 1 ноября, но в изменённой форме с корректировками, возможно с исключениями или льготами. 

 

Итог: не паниковать, но учитывать, что с 1 ноября «порог в 160 л.с.» станет ключевой границей.

Рекомендуем почитать: