Тема утильсбора сейчас в центре внимания — новость про повышение уже вызвала ажиотаж, люди скупают машины десятками тысяч и в панике растамаживают их до 1 ноября. Границы Китая еще не видели таких объемов авто на границе. Но давайте без стресса.
Мы командрой Net Cars критически разобрали ситуацию. Как говорится, есть хорошая и плохая новость: вероятность введения новых правил с 1 ноября очень высокая (85–90%), но есть нюансы.
Что происходит?
№1. Минпромторг подготовил проект изменений к Постановлению №1291: теперь утильсбор будет зависеть не только от объёма двигателя, но и от его мощности.
№2. Льготные ставки (3 400 руб. за новый авто и 5 200 руб. за машину старше трёх лет) сохраняются только для автомобилей до 160 л.с.
№3. Всё, что мощнее — попадает под новый, повышенный сбор. Для отдельных моделей сумма может доходить до миллионов рублей.
Сейчас документ находится на стадии общественного обсуждения (с 12 сентября по 3 октября 2025 года). Предполагаемая дата вступления в силу — 1 ноября 2025 года.
Что говорят депутаты?
| Евгений Марченко | Предложил освободить «семейные автомобили» от повышенного утильсбора, чтобы смягчить удар по многодетным и семьям с детьми: «У нас есть многодетные семьи и семьи с детьми, которые нуждаются в семейных машинах… Я уверен, что семейные автомобили должны быть освобождены от повышенного утильсбора. Это было бы важной поддержкой для многодетных семей, а также для обычных семей с детьми». |
| Сергей Миронов | Заявил, что утильсбор должен касаться лишь премиальных и мощных машин, а массовые модели стоит освободить полностью: «Повышение утилизационного сбора на автомобили не решит проблем российского автопрома, но ударит по покупателям. И оно реально по ним бьет каждый раз, когда этот сбор повышают». |
| Николай Арефьев | Предупредил, что резкое повышение сбора может снизить продажи авто и даже привести к меньшему наполнению бюджета: «Пока этот утильсбор еще могут откатить назад. Но в бюджете не хватает пяти триллионов рублей, и сейчас активно ищут, где взять деньги. Утильсбор, в свою очередь, может ограничить продажу автомобилей. В итоге увеличение сбора будет компенсировано меньшей выручкой от продажи машин и меньшим налогам, то есть не приведет к наполняемости бюджета» |
| Общественная реакция | Больше 60 000 дизлайков на законопроекте. Дилеры и эксперты выступают за смягчение условий, они предостерегают о падении спроса и росте цен. |
Предложения разрозненные, но все соглашаются в одном: проект изменений в нынешнем виде слишком жёсткий, и его точно необходимо дорабатывать и корректировать условия расчета утиль сбора.
Аргументы ЗА введение проекта изменений 1 ноября:
| 1. Соблюдение административного регламента | Даты общественного обсуждения (12.09 — 3.10) стандартны и заранее заложены для принятия решения к 1 ноября. То есть процедурные сроки чётко подогнаны, а переносов пока не обсуждается. |
| 2. Поддержка лобби отечественного автопрома | АвтоВАЗ и Ассоциация «Объединение автопроизводителей России» (ОАР) активно лоббируют скорейшее принятие проекта изменений. |
| 3. Фискальный интерес государства | В условиях дефицита бюджета утильсбор является прямым источником доходов. |
| 4. Политическая целесообразность | Политически эта мера вписывается в курс на защиту отечественного автопрома. |
Аргументы ПРОТИВ введения проекта изменений 1 ноября:
| 1. Критика со стороны депутатского корпуса | Депутаты (Арефьев, Нилов, Марченко, Миронов) указывают на риски: разгон инфляции, рост социальной напряженности, удар по малому бизнесу, стимулирование «серого» рынка. Притом их критика носит характер необходимых в рамках общественного обсуждения «учтенных замечаний». |
| 2. Отрицательный эффект для рынка | Прогнозы автодилеров и экспертов (Похмелкин, Кадаков) единодушны: резкий рост цен, падение легальных продаж, старение парка. |
| 3. Риск недостижения фискальных целей | Как верно отметил Арефьев, повышение сбора может привести к резкому снижению объемов ввоза, и бюджет недополучит деньги от других налогов (НДС, акцизы). Это серьезный экономический контраргумент, но он может быть проигнорирован в пользу политических и лоббистских целей. |
Сценарный прогноз
| Сценарий | Вероятность | Обоснование |
| Основной: Введение с 1 ноября | 85% | Процедурные сроки соблюдены, мощное лобби-поддержка, политическая целесообразность. Критика учтена, но не является препятствием. |
| Резервный: Отсрочка на 1-3 месяца | 14% | Возможен в случае прямого указания от Администрации Президента или Правительства о необходимости более глубокой проработки социальных последствий. |
| Маловероятный: Полная отмена | <1% | Противоречит заявленным целям поддержки автопрома и фискальной политике. |
Рынок и государственный аппарат действуют исходя из основного сценария. Ажиотажный спрос на растаможку до 1 ноября это подтверждает. Физическим лицам, планирующим ввоз автомобилей мощностью свыше 160 л.с., целесообразно ориентироваться на введение новых правил с указанной даты.
Соответственно, наш прогноз: введут, но не в той форме, которая есть сейчас. То есть, исходя из имеющихся обстоятельств: проект скорее всего будет утверждён 1 ноября, но в изменённой форме с корректировками, возможно с исключениями или льготами.
Итог: не паниковать, но учитывать, что с 1 ноября «порог в 160 л.с.» станет ключевой границей.